Габриэль Коко Шанель

Габриэль Коко Шанель

Говорить о моде и ни разу не упомянуть Францию, наверное, невозможно. Два этих понятия, географическое и культурологическое, стали за долгую историю неотделимыми друг от друга, а всем известное выражение: «Париж – столица моды» давно уже превратилось в избитый журналистский штамп, без которого не обходится ни один модный репортаж. И, тем не менее, право считаться официальной королевой моды за Францией закреплено не только исторически, но и законодательно, т.к. именно французским правительством определяются четкие критерии, по которым тот или иной Дом моды может носить высокий статус «Нaut couture». Кстати говоря, и сами термины, которым подчиняется искусство Высокой моды (haut couture, pret-a-porte, pret-a-porte de lux и т.д.), не только изобретены во Франции, но и на всех языках мира употребляются только по-французски, не требуя перевода. Большинство всемирно известных модельеров – естественно тоже французы. И, несмотря на то, что с каждым из них связана целая эпоха в истории мировой моды, но все-таки главное место в ней навсегда останется за единственным и неповторимым именем – Коко Шанель.

Габриэль Коко Шанель. Жизнь, ставшая легендой

Великая Коко Шанель»Великая мадемуазель»– так называют французы свою легендарную соотечественницу – родилась в 1883 году в бедной семье ярмарочных торговцев, где кроме нее было еще четверо детей. После смерти матери отец бросил семью, и Габриэль Шанель в возрасте 12 лет попала в монастырский приют, содержание в котором оплатил ее дедушка. По выходе из монастыря двадцатилетняя Габриэль устроилась работать продавщицей в трикотажный магазин, а вечерами после работы исполняла в кафе-шантане перед офицерами веселые песенки. Особой популярностью у посетителей пользовалась песня «Qui qu a vu Coco?»– так Габриэль стала Коко (по-французски это слово означает «цыпленок». Вот и говори после этого, что курица не птица!). Всю жизнь Шанель стеснялась своего нищего, одинокого детства, не любила вспоминать и о своей певческой карьере. Она даже придумала себе свою собственную биографию, в которой место монастырского приюта занял чинный аристократический дом несуществующих строгих тетушек. Происхождение прозвища «Коко» она объясняла тем, что так ласково называл ее обожающий ее отец. В 1910 году Шанель начинает свой бизнес с того, что открывает свое шляпное ателье на парижской улице Комбон. Финансовую поддержку ей в те годы оказывает молодой и состоятельный буржуа Этьен Бальзан, а его бывшие подружки становятся первыми клиентками шляпного магазинчика. В общем, дело пошло. Но талантливая и дерзкая Шанель оставаться на поприще модистки не пожелала – и вот вслед за оригинальными шляпками молодой модельер Коко Шанель выпустила свою первую коллекцию модной одежды. Уже в 1913 году в Довиле, благодаря помощи ее нового возлюбленного, богатого англичанина Артура Боя Копеля, открывается ее первый бутик, не знающий отбоя от клиенток. Судьба ей явно благоволит. Известен такой факт ее биографии: однажды известнейший французский модельер тех лет Поль Пуаре совершил непоправимую оплошность: заставил ждать в своей приемной саму баронессу Ротшильд. Разгневанная дама в отместку заносчивому портному заказала весь свой гардероб тогда еще мало кому известной мадемуазель Шанель. Успех молодого модельера был грандиозен!

С тех пор Шанель не уставала удивлять Париж и весь мир все новыми и новыми идеями, которые с невиданным успехом воплощала в своих моделях. В 1921 году она благодаря выдающемуся парфюмеру Эрнесту Бо, выходцу из России, чей отец работал при русском дворе, создает легендарные духи «Chanel № 5». Это были первые синтезированные духи, не повторяющие никаких цветочных запахов. «Духи для женщины, которые пахнут как женщина» долгие годы оставались предметом вожделения большинства женщин мира.

В начале Второй мировой войны Шанель закрывает свой Дом моделей и надолго исчезает из мира моды, но только лишь затем, чтобы через целых 15 лет триумфально вернуться на вершину модного Олимпа, к тому времени уже густо заселенного, но в ее отсутствие так никем и не покоренного.

В разные годы клиентками Шанель были самые знаменитые и очаровательные женщины: Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Эдит Пиаф, принцесса Монако Грейс, Жаклин Кеннеди – Онасис, Франсуаза Саган и многие другие. Габриэль Шанель в течение многих лет связывала горячая и преданная дружба с самыми замечательными людьми того времени. Ее близкими друзьями были, в частности, великие русские эмигранты: балетмейстер Сергей Дягилев, танцор Сергей Лифарь, композитор Игорь Стравинский, который более года прожил на вилле Шанель в Гарше. В тяжелое для своих друзей время Коко Шанель оказывала своим друзьям серьезную, в том числе и финансовую, поддержку.

Личная жизнь Габриэль Шанель могла бы послужить основой интереснейшего любовного романа. Среди ее возлюбленных были и кузен последнего русского царя Великий князь Дмитрий, и один из самых богатых людей планеты герцог Вестминстерский, и атташе германского посольства, агент абвера Ганс фон Динлакс, за связь с которым Габриэль Шанель по окончании войны была на долгие годы выслана из Парижа. Однако, несмотря на то, что она всегда была окружена поклонниками, Великой мадемуазель так и не суждено было стать мадам, и ее единственной семьей навсегда оставался ее Дом моды.

Рождение нового Стиля

Коко Шанель не только освободила женщин от, долгие годы стеснявших их корсетов, китовых пластин, длинных платьев и сложных шляпных сооружений, но и перевернула все бытовавшие в ту пору представления о моде. Она ввела в моду короткую стрижку и загар (что у дам высшего света раньше считалось просто вульгарным и неприличным), она первая появилась на пляжах Довиля в купальном костюме: «матроске» и вызывающе обтягивающей короткой юбке, она надевала роскошное жемчужное колье поверх простых свитеров, а в своих ювелирных украшениях совмещала настоящие драгоценности и бижутерию. Шанель смело заимствовала предметы традиционно мужского гардероба, превращая их в удобную и красивую женскую одежду. Так случилось сначала с брюками и спортивными костюмами, затем, для того, чтобы женщина, по ее словам, смогла «почувствовать себя свободно и засучить рукава» Шанель скопировала с сюртука английского джентльмена манжету с пуговицей и приспособила ее для рукава женской блузы. Позднее появились знаменитые костюмы из «джерси»– раньше из этого материала шили в основном мужское белье. Однако эта революционная мода, создаваемая специально для активных женщин, вовсе не стремилась превратиться в безликий «унисекс». Модели Шанель отличались невероятной изысканностью и женственностью. Сама она говорила так: «Чем женственнее женщина, тем она сильнее», а еще считала, что «элегантность одежды – это свобода движений», и именно поэтому свои модели Шанель не рисовала на бумаге, а драпировала непосредственно на моделях или клиентках, чтобы видеть, как вещи выглядят в движении. Она считала, что красота и удобство совсем не исключают друг друга. Именно поэтому так элегантна и функциональна одежда от Шанель: сшита из мягких, приятных тканей, не сковывает движений, карманы располагаются как раз на нужной высоте, обувь имеет анатомически правильную форму, у черных сумок – красная подкладка, чтобы было легче найти ключи. Да и сама дамская сумка по воле Шанель обзавелась ремешком и переместилась на плечо – благодаря этому походка женщины стала свободнее и непринужденнее. Среди изобретений Шанель еще очень много прекрасных вещей, которые остаются актуальными и по сей день: это и плиссированная юбка, снова модная в этом сезоне, и стеганая кожаная сумочка на золотой цепочке, и твидовые костюмы, ну и, конечно же, знаменитое «маленькое черное платье», которое американцы называют «Форд с подписью «Шанель». Однако главная заслуга Великой мадемуазель заключается все же не в создании каких-то конкретных вещей, а в том, что благодаря ей появился новый Стиль, абсолютно революционный и вместе с тем завораживающе прекрасный. Шанель изменила не только моду XX века, но и саму женщину: ее внутренний мир, ее отношение к жизни и к самой себе.

Легенда будет жить

Легенда будет житьНесмотря на то, что новаторские идеи Шанель, совершившие переворот в мировой моде, давно уже стали легендой, как и сам образ Великой мадемуазель, а все-таки дом моды «Chanel» продолжает существовать и по-прежнему оставаться на гребне современности, отстаивая дорогие сердцу Великой мадемуазель ценности: женственность, свободу, дерзость и современность. По данным опроса, проведенного в 1996 году одним авторитетным модным журналом, компания «Chanel» у французов пользуется самой большой любовью среди остальных мировых компаний. С 1982 года знаменитую фирму возглавил Карл Лагерфельд. Несмотря на то, что перед ним стояла нелегкая задача, ведь надо было суметь сохранить традиционный стиль легендарного Дома и при этом не отставать от времени, постоянно вносить новые идеи и решения. «Не слишком много уважения, немного юмора, и легенда будет жить», – так считает нынешний глава Дома «Chanel». И со своей непростой творческой задачей модельер справляется прекрасно, ведь даже самые экстравагантные его модели все же интерпретируют узнаваемый и неувядаемый Стиль Коко Шанель.

Одежду от «Chanel» легко отличить от любой другой, потому, что как бы ни была она с виду проста и практична, каждую из моделей отличает особенный ореол элегантности, окружающий ее. Недаром направление pret-a-porte появилось у компании только в 1978 году, а до этого выпускались изделия исключительно haut couture. В одежде от «Шанель» женщина всегда сохраняет свою индивидуальность и при этом может оставаться свободной от различных стереотипов, в ней она всегда и везде «попадает в тон». Дом «Chanel» придерживается эксклюзивности во всем – в тканях, отделке, пуговицах, цветах, шляпах, обуви и бижутерии. Карл Лагерфельд и его художники разрабатывают абсолютно все детали каждого ансамбля. Даже пуговицы изготавливаются на заказ, вручную, а в их дизайне используются классические орнаменты стиля – логотип Chanel, листок клевера, камелия, лев – эти символы когда-то украшали одежду, созданную самой Коко Шанель. Ткани для моделей используются исключительно натуральные, синтетические материалы могут присутствовать в них лишь для создания «спецэффектов» или для придания тканям каких-то особенных внешних качеств. Качество каждого изделия проверяется индивидуально и самым тщательным образом. Естественно, цены на эту одежду очень высоки, но она, несомненно, того стоит. «Роскошь не противоположность бедности – это противоположность вульгарности», – говорила Коко Шанель. И прежде всего именно в этом смысле одежда, создаваемая под знаменитой торговой маркой Chanel, поистине роскошна.

Brands